«Американский университет» – понятие такое же абстрактное, как и «российский университет». Университетов в Америке, как и в России, много «хороших и разных», и каждый – со своими специфическими особенностями и традициями, статусом и положением.
Между тем, при всем разнообразии университетов, у американской системы образования и организации учебных заведений есть много общих особенностей. Мой опыт учебы и работы в обеих странах позволил мне увидеть некоторые из этих особенностей. Какие-то из них достаточно очевидны, какие-то – не очень; о некоторых говорят много, а что-то вообще не обсуждается в силу негласных табу, но между тем влияет на отношение к иностранным студентам и на их успех в адаптации к местным особенностям. Вспоминая теперь свою учебу в США, я думаю, что, наверное, она была бы эффективней и веселее, а жизнь и профессиональный путь были бы легче, если бы кто-то заранее рассказал мне побольше об американском университете.
Это я и хочу сделать сейчас для будущих студентов из России.
В чем же я вижу основные особенности образования и учебы в США?
• Ступенчатость
Американская система «послешкольного» образования состоит из двух ступеней: undergraduate и graduate. Первая дает степень Бакалавра, вторая включает в себя возможность получить степень Магистра и далее – Доктора. Бакалавриат и магистратура уже появились в российских университетах. Главное отличие undergraduate от graduate состоит в том, что первая обеспечивает общее образование, а вторая – профессиональное. Undergraduate программа обязательна для любого следующего этапа, будь то медицина, физика или психология.
В начале первого этапа обучения студентам еще не обязательно точно знать, какую профессиональную стезю они выберут. Это дает возможность поэкспериментировать, попробовать разные направления и определиться с выбором более осмысленно. Студенты могут выбрать одну или две специализации, которые будут полезны им в будущей профессии, а также взять курсы, которые их просто интересуют, от танцев, фотографии или экзотических языков до философии и математики. Более того, при выборе курсов, как правило, надо выполнять требования учебного заведения, которые обычно предусматривают, что определенное количество курсов студент должен взять из разных областей знания – гуманитарных, естественных и точных наук, а также экономики. Выбор ограничивается лишь возможностями университета, временем и финансовыми возможностями студента. Вторая ступень предполагает достаточно узкую специализацию в определенной области и связанным с ней набором требований.
• Плюрализм
В США нет единого академического плана, как и учебников, для всех университетов. В то время как существует набор определенных требований для каждой степени или программы обучения, которые должны соблюдаться для их официального признания, внутри каждой программы имеются значительные вариации и различный выбор курсов. Эта традиция существенно отличается от российской. В США в основном решать и выбирать приходится студенту. Имеется минимальное количество курсов, что выражается в системе units и credits, которые должен выбрать студент, чтобы числиться в программе, но планировать свое обучение студент может и должен сам, опять же, в зависимости от возможностей университета.
Для помощи в этом процессе во всем американских университетах имеется должность «academic advisor» (советника). Его обязанности включают помощь студентам в определении их учебного плана.
(Продолжение: Часть 2-ая, Часть 3-я.)
Татьяна Глебова, Ph.D.
Профессор
Marriage and Family Therapy
Alliant International University, USA
California School of Professional Psychology
Мы в соцсетях